TATTOO MASTER #03 / ТАТУ-СТУДИЯ «EXPROMT», С-ПЕТЕРБУРГ / стр.5
Tattoo Master OnlineМастер Сергей, ТАТУ-СТУДИЯ «EXPROMT»,
г. Санкт-Петербург


Уже на протяжении нескольких лет в центре Санкт-Петербурга существует студия татуировки и пирсинга «Экспромт». Основал ее в 2003 году Сергей Фомин, который и по сей день является и ее мастером, и директором. 

Сергей прошел довольно интересный и длинный путь к открытию этой студии. Родился в городе Казани, затем переехал в Питер. В 1983 году поступил в художественное училище, позже иммигрировал в Англию. В начале 1990-х годов, переехав в Нью-Йорк, занимался творчеством, работал в художественных галереях, там же начал увлекаться татуировкой. Руки не раз выручали его в трудных ситуациях. В 1997 году вернулся на родину и с этого момента работает в Санкт-Петербурге в тату-бизнесе.


Tattoo Master OnlineПочему ты вернулся в Россию в тот период, когда все, наоборот, стремятся уехать отсюда?

Вернулся, честно говоря, в надежде на то, что здесь многое изменилось, как мне говорили. Хотя мог и не возвращаться, ведь у меня там остались жена и ребенок. Но, тем не менее, приехал, потому как на тот момент сидел в тюрьме, да и срок был очень большой (8 лет – много, особенно если 6 из них ты просидел). Хотел приехать в 1994 году, но помешала война в Чечне, и только лишь в 1997-м, сразу после Нового года, вернулся в Санкт-Петербург, из которого, в общем, и уезжал, — с одной лишь разницей, что, когда уезжал, все еще ходили с красными флагами, а, когда приехал, попал туда, где мы все с вами находимся до сих пор.

Tattoo Master OnlineЧем принципиально отличается типичный клиент тату-салона в Нью-Йорке и в Питере?

Когда я жил в Нью-Йорке, я не занимался татуировкой целенаправленно, работая под рекламой, так, как я это делаю здесь. Если говорить о клиентах, работал я тогда в художественной галерее, каких сейчас много в СПб (я имею в виду частный бизнес). Клиенты различаются радикально. Мы вообще очень сильно отличаемся друг от друга, но это вопрос психологии. Если говорить вкратце, могу привести один из примеров: когда я устраивался на работу в галерею Test Side, хозяйка сказала, что я должен знать одну лишь вещь: когда будешь принимать работы художников, тебе нужно четко отличать упаковку от самой работы. Это говорит о том, что тогда в моде было авангардное искусство.

Всякого рода сварные конструкции, живопись, даже авангардная музыка, исполняемая на самодельных музыкальных инструментах, — это было сплошь и рядом. Такие вещи были модными, всем они нравились, и за это платили деньги. Что же касается клиентов, то, прежде всего, это вежливость, она и здесь является отличительной чертой любого западного клиента, и подчеркнутая индивидуальность, особенно если это творческий человек. Не знаю почему, но так сложилось, что мы все хотим быть похожими друг на друга в нашей любимой стране – и клиенты, и даже художники. Клиенты хотят одинаковых бабочек, животных, персонажей из фильмов и иероглифы с китайской тушенки.

Tattoo Master OnlineОчень-очень редко работает творческая мысль у простого человека со средними финансовыми возможностями. И люди чаще всего, делая татуировку, стремятся не подчеркнуть свою индивидуальность, а приобщиться к какой-то группе уже существующих людей (друзья, знакомые и т. д.). Для любого западного клиента после предложения индивидуального подхода к работе ты сразу становишься мастером (не важно, чем ты занимаешься — делаешь татуировки или строишь дома), на уровень выше остальных, поэтому в западной рекламе везде, где написано Custom, Hand Made, Self Made or Free Hand, эти словосочетания звучат как шаманский заговор: все, что делается руками на благо клиента, должно и оплачиваться соответствующим образом. Нам остается только надеяться, что общими усилиями мы дадим понять людям, с которыми работаем (то есть клиентам), что ручной труд дорог и чем лучший результат они хотят получить, тем больше им придется работать над собой — и не только в материальном смысле. 

Tattoo Master Online Как ты думаешь, сколько должно пройти лет, чтобы в нашей стране люди также стремились подчеркнуть свою индивидуальность (я имею в виду прежде всего тату), а не тупо заказывали себе скорпиона или иероглиф, который видел у друга? 

Вообще, это касается не только татуировки, а в равной степени манеры одинаково одеваться, говорить, заниматься в жизни одинаковыми вещами. Это всегда было и всегда будет. Те люди, которые сумели сохранить индивидуальность в творчестве (в кино, театре, музыке и т. д.), реализовали себя, как только получили возможность это сделать.

А мы сейчас говорим о людях, которые просто хотят быть модными. Им на самом деле все равно, что делать — пирсинг, татуировку, главное — чтобы это укладывалось в их бюджет. Тем более что никакая работа с клиентом не ведется вообще — я имею в виду средства массовой информации. Более того, до сих пор продолжают задавать вопросы о значении татуировки на уровне студии татуировки. Для того чтобы татуировка имела какое-то значение, нужно, по крайней мере, сесть в тюрьму. Все татуировки, которые делаются в студиях, никакого значения не имеют, значение им может придать только сам обладатель татуировки.

Качество вообще интересует лишь немногих. Просто татуировки пока еще дорого делать в соотношении с уровнем жизни в нашей стране, и большие красивые работы, требующие многократного подхода, далеко не каждому по карману, а работать в минус тоже может позволить себе не каждый.

Принято считать, что процесс татуировки — это совместный творческий процесс мастера и клиента от разработки дизайна до заживления. К сожалению, не все клиенты могут реально представить даже то, что они хотят. В большинстве случаев людьми движет желание иметь тату, реально не представляя, сколько

  tattoo-master